Что такое холодная сварка для металла и как с ней работать?

  • 24 декабря
  • 3545 просмотров
  • комментариев
  • 52 рейтинг

Холодная сварка для металла является способом соединения металлических изделий без использования традиционной сварки. Этот процесс представляет собой склеивание деталей благодаря пластичности сварочной массы и проникновению ее в соединяемые поверхности.

Холодная сварка

Холодная сварка очень удобна, так как для нее не нужно приобретать дорогостоящее оборудование.

Эта разновидность сварки относится к сварке давлением, но монолитный сварочный шов образуется только благодаря глубокому пластическому деформированию. Пластическая деформация способствует разрушению оксидного слоя на свариваемых поверхностях, и расстояние между ними становится близким к размерам кристаллической решетки. Повышение энергетического уровня атомов на соединяемых поверхностях способствует образованию химической связи.

С помощью холодной сварки можно соединять детали из меди, свинца, алюминия, никеля, железа, кадмия, серебра. Данный способ является хорошим решением для ремонта металлов, которые чувствительны к нагреву. Он позволяет соединять изделия из разнородных металлов, например, создавать армирование медными накладками проводов из алюминия или многослойные ленточные прокаты.

Соединение деталей из металла с помощью холодной сварки

Соединение деталей из металла с помощью холодной сварки.

Этот способ сварки имеет ряд преимуществ:

  • металл не подвергается деформации, поскольку отсутствует нагрев;
  • обеспечивается аккуратный и надежный сварной шов;
  • в некоторых случаях этот способ сварки является единственно возможным (изделия из алюминия и меди можно соединить только таким способом, емкости со взрывоопасными веществами свариваются только так);
  • такая сварка не имеет металлических отходов;
  • не требуется затрат энергии;
  • экологичность;
  • не требуется специальной подготовки и наличия особого инструмента.

Состав и характеристики холодной сварки

Холодная сварка, представляющая собой клей, может быть одно- или двухкомпонентной. В ее полимерном составе содержится:

  • основа клея – эпоксидные смолы, обеспечивающие его однородность и пластичность;
  • наполнитель – металлический компонент;
  • добавочные вещества – сера и др.
Схема холодной точечной сварки

Схема холодной точечной сварки.

Прочностные характеристики холодной сварки зависят от качества состава, подготовки склеиваемых поверхностей и правильности его применения. Если в идеальных условиях сварное место вполне может быть даже прочнее металла, то на практике сварной шов будет не таким прочным, как при традиционной сварке. Поэтому холодная сварка подходит для мелкого ремонта изделий.

Состав клея напрямую влияет на то, какую температуру он будет выдерживать. В инструкции к нему всегда указываются эти параметры, и при строгом соблюдении всех рекомендаций по технологии его использования, сварной шов будет прочным и выдерживать указанный температурный предел. В большинстве недорогих составов указывается температура 260°С или немного выше. Но есть виды сварок, выдерживающих намного большую температуру – до 1316°С. Такие составы применяются для соединения деталей, подвергающихся постоянному воздействию высоких температур, и в тех случаях, когда нет возможности использовать традиционную сварку.

Вернуться к оглавлению

Виды холодной сварки

В продаже можно встретить холодную сварку по доступной цене отечественного производства и более дорогую и качественную – импортного.

Пластелинообразная холодная сварка

Пластелинообразная холодная сварка перед применением нуждается в размягчении.

Существует несколько видов холодной сварки металлов:

  1. Точечная сварка, предназначенная для сваривания алюминиевых и медных шин, ручек с алюминиевыми кастрюлями; нанесения медных накладок на концы алюминиевых проводов, чтобы обеспечить надежность электрических контактов; изготовления ребристых охладителей вместо прессованных для силового полупроводникового оборудования и т.п.
  2. Шовная сварка – применяется при изготовлении герметичных корпусов различных приборов и оборудования и больших герметичных сосудов с тонкими стенками. Осуществляется она при помощи контурных пуансонов.
  3. Стыковая сварка – используется для соединения концов проводов, изготовления колец.
  4. Тавровая сварка – применяется для соединения шпилек из латуни с алюминиевыми выводами трансформаторных обмоток, угловых и тавровых шинопроводов электровозов.
  5. Сварка сдвигом – нужна для соединения труб отопления и водоснабжения и переходников в железнодорожных линиях электропередач.

По консистенции и клеевому составу холодная сварка для металла бывает:

  • жидкой – двухкомпонентной, когда клей смешивается с отвердителем непосредственно перед работой;
  • пластилинообразной, схожей с обычным пластилином и представляющей собой одно- или двухслойный брусок, который перед применением следует перемешать и размять.

По целевому назначению холодная сварка бывает:

  • для работы с металлом – содержит металлический наполнитель и позволяет соединять большинство видов металлов;
  • для ремонта автомобиля, также содержащая металлический наполнитель и разработанная специально для ремонта автомобильных деталей;
  • универсальной, позволяющей работать с разными материалами (металлом, деревом, полимерными материалами), но являющейся наименее прочной из всех видов;
  • для сварки деталей в различных условиях, например, под водой.
Вернуться к оглавлению

Работа с холодной сваркой

Клей для соединения металлических деталей пользуется большой популярностью в первую очередь благодаря тому, что для работы с ним не нужно владеть какими-либо навыками работы со сваркой и нет необходимости в приобретении специального оборудования. Каждый сможет справиться с этой работой. Достаточно только подробно изучить инструкцию.

Инструкция по использованию холодной сварки

Инструкция по использованию холодной сварки.

Итак, для работы с клеем по металлу вам понадобится:

  • сварочный клей;
  • зажимы (если необходимы);
  • обезжириватель (ацетон);
  • наждачная бумага.

Описание работы с холодной сваркой:

  1. Сначала нужно подготовить поверхности склеиваемых деталей. Их необходимо зачистить наждачной бумагой и обезжирить. Поверхности должны быть сухими и шероховатыми для лучшего сцепления с клеем. От того, насколько качественно будет выполнена подготовка, зависит конечный результат работы. Поэтому отнеситесь к этому этапу серьезно.
  2. Многие составы легко липнут к рукам, что в итоге может нарушить пропорции компонентов клея. Чтобы этого не случилось, смачивайте руки водой.
  3. Двухкомпонентный клей нужно смешать с отвердителем. Если это твердый пластилинообразный клей, то его следует тщательно размять руками, жидкий клей смешивается с отвердителем в указанной в инструкции пропорции. При смешивании состав имеет свойство нагреваться.
  4. После смешивания работать с клеем нужно быстро – не более 3 минут.
  5. При соединении двух плоских поверхностей закрепите их специальными зажимами для надежной фиксации.
  6. Сухая сварка может высыхать от 1 до 8 часов в зависимости от вида и производителя. После этого отремонтированную деталь можно шпатлевать и красить.
  7. Не нарушайте инструкцию использования клея, иначе прочность сварного шва снизится.
Вернуться к оглавлению

Рекомендации по использованию холодной сварки

Схема «холодной сварки» пвх труб

Схема «холодной сварки» пвх труб.

В большинстве случаев холодную сварку используют для ремонта отопительных приборов и автомобиля. Использование этого клея позволяет отремонтировать бензобак, тем самым продлить ему жизнь и не прибегать к дорогостоящей замене.

Очень часто холодную сварку используют для ремонта радиатора автомобиля. Для этого необходимо обнаружить его повреждения, опустив его в воду и продув с помощью компрессора. Появившиеся пузырьки воздуха укажут на поврежденные участки. Учтите, что такой ремонт радиатора используется как временный и не рассчитан на длительную эксплуатацию.

Глушитель автомобиля тоже можно отремонтировать с помощью этого клея. Для этого следует выбирать такой состав, который выдерживает высокие температуры. Выполнив качественную подготовку и применив подходящую холодную сварку, отремонтированный глушитель будет служить долго.

Для ремонта водяных приборов отопления и труб водоснабжения также следует выбирать качественную холодную сварку, выдерживающую высокие температуры и постоянный контакт с водой. Но таким способом отремонтировать батарею можно, только если повреждения маленькие. При больших отверстиях в металлических изделиях этот способ будет временным, и лучше воспользоваться традиционной сваркой.

Не используйте этот способ ремонта деталей, на которые оказываются большие нагрузки.

Данный способ представляет собой простое склеивание деталей, и шов, образованный холодной сваркой, плохо выдерживает усилия на отрыв.

Не используйте клеевой состав, который предназначен для другого материала, так как это в разы снизит прочность соединения. Прочность сварки обеспечивается благодаря ее наполнителю, и при работе с металлом он должен быть металлическим. Для сварки деревянных изделий, такой клей не подойдет.

Выбирая сварку, обращайте внимание на максимальную температуру, которую она способна выдержать, Чем она выше, тем лучше. Высокотемпературный клей гораздо прочнее обычного.